106 комментариев
    296 классов
    ☘️ Картина Татьяны Яблонской «Утро» известна миллионам, живущим на огромной территории бывшего Советского Союза. Репродукция картины печаталась в журналах, учебниках, на открытках – повсеместно тиражировалась как светлый образ соцреализма. Девочка на картине — дочь художницы Татьяны Яблонской, 13-летняя Лена. Мама изобразила её на холсте майским утром 1954 года. Действие происходит в киевской квартире на улице Большой Василькой в доме 46, где и жила семья в то время. На картине комната кажется очень светлой и огромной, но на самом деле — это коммунальная квартира, в которой у Яблонских было две комнаты. В своих воспоминаниях Лена рассказывала: «Жили мы небогато, даже подружек в гости стеснялись приводить. Хоть мамины картины и печатали в учебниках вместе с шедеврами Шишкина и Репина, ни денег, ни какой-то всенародной славы это не приносило. И уж конечно, никакие горы писем мне никогда не приходили. Мои одноклассники даже не подозревали, что я дочь той самой Яблонской, потому что я носила фамилию отца — Отрощенко и никому не хвасталась своим родством» Детство Елены не было безоблачным. Она родилась в 1941 году в эвакуации. Игрушкой девочки в войну была бутылка обмотанная тряпкой. Сюжет картины «Утро» очень прост — девочка делает зарядку весенним утром. Мирный послевоенный шум за окном наполняет душу радостью. Елена так вспоминала этот момент: Я очень любила делать зарядку. Не каждый день, конечно. Занималась гимнастикой, любила танцевать, как и все девочки, наверное. И вот эта поза, в которой я на картине - она не столько гимнастическая или "физкультурная", сколько балетная. Когда собираешься делать "ласточку". Такой отмах ножки назад. Мама увидела это мое утреннее настроение и придумала свою работу. Картина «Утро» была очень популярна в то время. Жизнеутверждающий сюжет массово печатался на почтовых открытках Однажды репродукцию «Утра» напечатал и журнал «Огонек». Там картину увидел мальчик из Казахстана Арсен Бейсембинов. Он сразу влюбился в стройную девочку и повесил её портрет себе на стену. Закончив школу, Арсен поехал в Москву и поступил в Строгановской училище, где познакомился с юной студенткой Еленой Отрощенко. Между молодыми людьми завязался роман, а на каникулах Арсен пригласил Елену в гости в Алма-Ату. На стене в его комнате девушка увидела репродукцию «Утра» и призналась, что именно она и является прототипом героини знаменитой картины. Таким образом картина оказалась судьбоносной, и Арсен в итоге женился на девочке, в которую был влюблен с самого детства!
    6 комментариев
    178 классов
    Это была универсальная хозяйственная сумка, стоившая сущие копейки. Точнее сказать, котомка. Которую в народе звали авоськой, а высокообразованные люди, стесняющиеся простонародных выражений – сеткой. Сплетена была авоська из суровых толстых нитей в виде сетки с ячейками размером в толщину большого пальца или чуть более. В сложенном состоянии она помещалась в кулак, а в нагруженном растягивалась, провисая аж до уровня колен. Ручки сетки были более толстого плетения, дабы нагруженная донельзя авоська не резала руки. Словом, котомка была простой, большой, удобной и всегда при себе. И тому чеху, что изобрел сетку, получившую в СССР название «авоська», полный респект. Все 50-е, 60-е, да и 70-е годы сетка-авоська была незаменимым хозяйственным атрибутом любой советской гражданки. И даже гражданина, поскольку в сложенном виде авоська запросто помещалась в карман пиджака или пальто. Женское население страны носило авоську и в карманах, и в своих дамских сумочках. В каком-то роде сетка-авоська являлась символом советского времени, поскольку была всегда с собой в постоянной надежде, что в магазинах авось что-нибудь «выбросят» (так называлось поступление на прилавки магазинов товаров повышенного спроса), колбасу там, балычок, консервы в масле или импортный стиральный порошок. И тогда все это, купленное, в том числе и про запас, будет в чем донести домой и порадовать тем самым домочадцев. На все случаи жизни В авоське можно было носить все: — недельный запас продуктов на всю семью, купленный на базаре или в магазине; — сколь угодно 3-литровых банок пива (закрытых капроновыми крышками, разумеется); — футбольные/волейбольные/баскетбольные мячи; — учебники и книги из библиотеки; — 2 кило апельсинов (можно было и больше, скажем, 20 кг, если бы столько давали в одни руки); — молоко в треугольных пакетах и прочие молочные продукты; — ведро картошки (а хоть и мешок); — все количество стеклотары после свадьбы или юбилея; — ламповый телевизор или радиоприемник (при желании) и многое другое. До 70 кг можно было впихнуть в эту сетку. Любого продукта и товара. Видели вы что-либо более универсальное? Я – нет. Кроме того, предметы, имеющие острые углы, не рвали авоську, а торчали этими острыми концами наружу. Любой пакет давно бы порвался. Да и не давали тогда в магазинах никаких пакетов. А если у кого и имелся заграничный пакет, то он берегся, как зеница ока. А еще в авоськах студентура и граждане, не имеющие холодильников, вывешивали зимой через форточку продукты, цепляя ручки авоськи за форточный запор. В сетках-авоськах хранился на антресолях лук и чеснок. Как сегодня он хранится в капроновых чулках. При помощи сеток стерилизовались банки для маринадов и солений, что делало безопасным макание банок в кипяток и их выемку из него. Стиралась авоська легко, сохла быстро... Ну а то, что через ячейки сетки были видны покупки, так это мало кого волновало. Напротив, человек, добывший несколько килограммов апельсинов, к примеру, нес котомку чинно и гордо: смотрите, дескать, каков (какова) я добычливый (добычливая). Потом пришли пакеты. И вытеснили прочные и безразмерные авоськи... А что такое пакет из пластика? Хлам. А что такое сетка-авоська? Вещь!
    15 комментариев
    114 классов
    Советский солдат с гармонью и ликующие жители Праги. Чехословакия. 9 мая 1945 г.
    5 комментариев
    125 классов
    Сергей Васильевич Рахманинов – известный русский композитор, пианист, дирижёр. Рахманинов был нетерпим к советской власти, поэтому почти сразу после революции и падения Российской империи в 1917 г. отправился в эмиграцию, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы Второй мировой войны он перечислял сборы от концертов в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР — на эти деньги в России построили военный самолет. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал музыкант.
    46 комментариев
    166 классов
    Михаилу Лермонтову, одному из самых уважаемых и именитых русских поэтов, приписывают следующие русофобские строки: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Впервые стих про «немытую Россию» (далее фальсификация) упомянут в 1873 году (через 32 года после смерти Лермонтова) в письме историка и литературоведа П. И. Бартенева к библиографу П.А.Ефремову. Спустя 17 лет Бартенев опубликовал фальсификацию в своём же журнале «Русский архив», сопроводив текст примечанием «записано со слов поэта современником». За три года до этого стих был опубликован историком литературы М.И.Семевским в журнале «Русская старина» без указания источника. В обоих версиях текст стихотворения существенно отличается друг от друга (в четырёх строчках из восьми). В первом случае источник отсутствует, во втором источник является непроверяемым ввиду анонимности упомянутого современника. Тем не менее, стихотворение про «немытую Россию» опубликовано в Викитеке с опорой именно на эти публикации. Специалисты — в частности, писатель Владимир Бушин и историк русской литературы Михаил Эльзон — сомневаются в принадлежности строк про «немытую Россию» Лермонтову. Например, академик Николай Скатов пишет следующее: — Нет ни одного списка, кроме того, на который ссылается П.И.Бартенев, с чьей подачи и стало известно в 1873 году стихотворение, и который тоже якобы утерян. Кстати сказать, речь в стихотворении идёт о желании укрыться за «стеной Кавказа» в то время, как Лермонтов ехал служить на Северный Кавказ, то есть, строго говоря, не доезжая до его стены. Наконец, главное, — это противоречит всей системе взглядов Лермонтова, всё более укреплявшегося в своём русофильстве, которого даже называют русоманом и который пишет (вот здесь-то автограф в альбоме Вл. Ф. Одоевского как раз сохранился): «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем. Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем 20 лет и спал крепко, но на 21-м году проснулся от тяжкого сна — встал и пошёл… и встретил он 37 королей и 70 богатырей и побил их и сел над ними царствовать… Такова Россия…» Также можно заметить, что неизвестный автор мучился выбором: или поставить неудачную рифму («вождей» -версия Семевского) или неудачное по смыслу слово («пашей» - версия Бартенева). Из этого можно сделать вывод, что талантом этот автор значительно уступал Лермонтову, который подобных затруднений при создании своих стихов не испытывал. Текст приписываемого Лермонтову стиха поразительно совпадает с текстом пушкинского стихотворения "К морю": Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Стих написан в 1824 году Александром Пушкиным — поэтом, который был кумиром для Лермонтова. Невозможно представить, чтобы у Лермонтова поднялось перо осквернить взятые в основу пародии строки любимого им Пушкина.
    10 комментариев
    48 классов
    4 комментария
    41 класс
    ПРЕКРАТИТЕ УНИЖАТЬ УЧИТЕЛЕЙ! Открытое письмо Виктора Альбертовича Оганесяна, директора Первой Гимназии им. А.С.Пушкина г. Севастополя, Министру просвещения РФ: «Начну с главного: некоторые решения Министерства образования (просвещения) уже давно раздражают и родителей, и учителей, и директоров. Мой стаж – 44 года. Работал воспитателем, учителем, завучем, 32 года руковожу гимназией. Трудиться в школе всегда было непросто, однако в последнее время – невозможно. Педагогическое сообщество устало от экспериментов с учебными планами, от ОГЭ и ЕГЭ, от тотального контроля, бесчисленных отчётов, мониторингов, рейтингов, аттестаций…От учителя требуют, чтобы он уделял внимание личности ребёнка, вовлекал его в проекты, творческие занятия, а на деле учитель вынужден думать только о предстоящей аттестации и о подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Несколько лет назад ввели новые предметы: Родной язык и Родная литература. Программного обеспечения, учебников не было. Однако не это главное: мы не могли понять, зачем данные предметы в русской школе, если есть Русский язык и Русская литература? Нет, ввели, перераспределив часть тем, перенеся их из Русского языка и Русской литературы. Через год появились учебники «Родной язык», «Родная литература», которые плохо согласуются с основным курсом, дублируют его. А ещё директорам пришлось искать учителей, создавать новые кабинеты. В нашей школе с 5-го по 11-й –21 класс. Это примерно 30 дополнительных часов. Вы просчитываете последствия того, что придумываете? Ведь каждая «гениальная» идея требует материальных затрат, которые ложатся на школу. А уровень финансирования остаётся прежним. И вот в этом году в рекомендациях к новому учебному плану сказано, что эти предметы можно вводить по заявлению родителей или совсем не вводить. А кто ответит за всё то, что было потрачено, издано, понапридумано?.. Такая же история со вторым иностранным языком. Несколько лет назад министерство вдруг объявило, что с 5-го класса вводится изучение второго иностранного. По часу в неделю. А где взять учителей, новые кабинеты? А дополнительные средства на учебники? А такая «мелочь», как перегрузка учащихся? Родной язык, Родная литература и второй иностранный сразу увеличили нагрузку на пятиклассников на три-пять часов. При пятидневке – это шесть-семь уроков в день. В пятом классе! И вот в этом году в рекомендациях к новому учебному плану сказано, что второй иностранный язык можно вводить по заявлению родителей или совсем не вводить. А что будет завтра? Обязательное изучение чего? Учебный план – это альфа и омега учебного процесса, учителя, администрация школ должны знать, что будет не только завтра, а послезавтра, тогда можно всё просчитать и с кадрами, и с ремонтом, и с учебниками… МОНИТОРИНГ и ещё раз мониторинг. Рейтинг и ещё раз рейтинг. Работа органов системы образования сегодня – это бесконечные совещания, шоу и мониторинги. Награждение олимпиадников, медалистов, победителей чего-то… Шоу, шоу… А ещё бесчисленные проверки: питания, воспитательной работы, уровня компетенции руководителей, школьных сайтов, компьютеризации, состояния туалетов… И всё оценивается в баллах, взятых «с потолка». Нам не дают работать, ведь все шоу и мониторинги ложатся на нас дополнительным грузом, отвлекают от работы, от детей, от подготовки к урокам, проверки тетрадей… Не можете помочь, хотя бы не мешайте. Главная помощь – это тщательно выстроенная методическая служба. Семинары, курсы, грамотные методисты. Всё было, кстати, в СССР, кое-как функционировало в девяностые и нулевые. И куда делось? А сейчас вот наш методический центр заставили придумать таблицу успешности и компетенции каждой школы. Этакий рейтинг. И всё в баллах, в цифрах. Сколько? Чего? Когда? За каждое мероприятие, конкурс, городской, общероссийский, а их тысячи, за каждый компьютер, парту, пятёрку, двойку – баллы, баллы… И невдомёк им, авторам таблиц и рейтингов, что у каждого учебного заведения свои возможности, свой контингент, традиции. Невдомёк им, что в баллах невозможно измерить высокую миссию школы, которая призвана воспитать патриотов, творцов, будущее страны. А как мы раньше обходились без этих баллов, очков? Перестаньте нас унижать. Чем меньше нас будут отвлекать от главного дела – обучения и воспитания, тем лучше мы будем работать. А все липовые рейтинги, мониторинги надо отменить и запретить. ОГЭ в 9-х классах. В этом году экзамены длились больше месяца. Когда такое было, чтобы девятиклассникам выдавали аттестаты в июле? А здоровье детей? Их страхи, стрессы, обмороки, скачки давления… В переходном возрасте ребёнок крайне чувствителен к оценке своих поступков и своей внешности, он может быть одновременно болезненно застенчив и вызывающе развязен, стремится быть признанным и тут же уходит в себя. Да, подросток пытлив, активен, любознателен, но эмоционально неустойчив, не может работать системно, упорно. Да у них почерк меняется так, что они сами не могут разобрать, что пишут! Главное для ребят в этом возрасте – общение с хорошим другом, с добрым учителем, с внимательными родителями, с умной книгой. Забудь, девятиклассник, об общении. Друзья готовятся с утра до утра к ОГЭ, учителя уже перестали видеть в тебе человека – ты боевая единица, которую нужно подготовить к экзамену, родители – по одну сторону баррикад с учителями, книга теперь у тебя одна – справочник по подготовке к ОГЭ. И это при том, что учебный процесс скомкан: сплошные ВПР, РДР, сочинения-допуски, собеседования, репетиции ОГЭ и ЭГЭ… Примерно 10% уроков выпадает. В этом году первый экзамен был 19 мая, а конец учебного года – 25 мая. Это как!? А ведь в старших классах изучаются произведения великой русской литературы, великие законы физики, история нашей великой страны, и учителя имеют возможность повлиять на то, чтобы мировоззрение учеников было сформировано в духе патриотизма и гордости за свой народ, за страну. А выпускники не читают, не спорят, не размышляют… Они готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, их «натаскивают» к ОГЭ и ЕГЭ. Их мысли не о великом – их мысли о ОГЭ и ЕГЭ. Уверен, как учитель, как отец – ОГЭ в 9-х классах надо отменить! О ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ!.. К слову сказать, сколько дурацких аббревиатур «гуляет» в нашем ведомстве! ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РДР, РЦОКО, НОКО, ВСОКО, ФГОС, ФАНО, ФИРО!.. Вершина этого словотворчества, – ШНОР – школа низкого образовательного результата. Есть школы, а есть ШНОРы. И чиновники с удовольствием произносят, прости Господи! – это ублюдочное словцо. А что, когда-то, в двадцатые годы прошлого века, были шкрабы (школьные работники), теперь – ШНОРы. Бедные С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков! АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ Надо отменить аттестацию учителей. Не упорядочить, не упростить, а отменить это издевательство. За надбавку в тысячу руб. учитель каждые пять лет проходит процедуру дознания, процедуру идентификации. Именно такой термин употребляют иногда некоторые умники… А ведь за эти годы педагог стал более опытным, мастеровитым… Нет, говорят ему, а ты докажи. У учеников высокие результаты? Ну и что. Много победителей олимпиад? Ну и что. Нет жалоб со стороны родителей? Ну и что. Причём, чтобы доказать, надо собрать побольше всяких справок, характеристик и прочих бумажек, каждая из которых стоит определённое количество баллов. Стоит… Баллы… Справки… Слова-то какие! Да разве можно в баллах измерить труд учителя? Надо вернуться к тому порядку, который существовал раньше. Главный критерий – стаж. Через каждые пять лет – хорошая надбавка. КОНТРАКТ С ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ В Севастополе договор с директорами заключается на один год. Это неправильно. Уже были случаи расторжения договора без объяснения причин. Что можно сделать за год? Предлагаю, минимум – пять лет. Лучше – бессрочный. Нет среди директоров школ разгильдяев и бездельников и быть не может. Не знаю, как в других регионах, а у нас, в Севастополе, к директорам относятся именно как к бездельникам и неумехам и используют контракт как средство манипуляции. А сейчас вот Департамент образования придумал провести тотальную аттестацию директоров на предмет их профпригодности. Чтобы её пройти, я должен заполнить различные справки, анкеты, таблицы, в которых содержится около 250-ти вопросов и заданий…Безумие! СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ Авторы идеи исходили из того, что заработная плата будет состоять из двух частей: две трети – базовая, одна треть – стимулирующие выплаты. Было гладко на бумаге, да забыли про овраги! А где взять деньги? Ежемесячно, исходя из уровня подушевого финансирования, школе выделяют на зарплату определённую сумму. Со всеми доплатами – за выслугу лет, категории, тетради, кабинеты – денег еле-еле хватает. Чтобы выплатить стимулирующие, директор должен на чём-то сэкономить. На чём? Сократить учебный план? Не заплатить за стаж или за классное руководство? Разумеется, этого делать нельзя. Конечно, если представить школу, где работают одни молодые специалисты, у которых нет стажа, категории, где нет кабинетов, мастерских…Тогда экономия будет. Да вот только нет таких школ. Ещё один путь – увеличение уровня подушевого финансирования. В России есть города, где школам выделяют денег в два-три раза больше. Это справедливо?! Или мы живём в разных государствах? Надо отменить не оправдавшие себя стимулирующие выплаты, ввести по всей стране единую тарифную сетку и, разумеется, повысить базовую ставку. УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ Почитаем современные учебники истории России. Великая Отечественная война. В одном абзаце после слов о мужестве наших солдат несколько раз повторяются «однако», «вместе с тем», «не были», «не подготовили», «не хватало»… С каким-то садистским наслаждением авторы рассказывают, как мы плохо подготовились к войне. Обязательно напомнят, что наши потери в финскую кампанию в три раза превышали потери противника. Но вскользь – о зверствах финнов в Карелии. Обязательно – о миллионах наших пленных в 1941году, но ни слова о том, что в 1944 и 1945 пленных фашистов было столько же. Обязательно – об антигитлеровской коалиции, о втором фронте. Но практически ничего о том, что против нас воевала объединённая Европа, десятки венгерских, румынских, итальянских, словацких, хорватских дивизий. А чьи тяжёлые орудия стреляли по осаждённому Севастополю? Чешские. А чей бензин заливали в баки немецких танков? Румынский. А из чьей руды делали пушки? Из норвежской и шведской. О предателях, коллаборантах, бандеровцах, лесных братьях и прочей нечисти – 20 строк, а о депортации народов, особенно «бедных» латышей, литовцев, с описанием всех ужасов, – полторы страницы. Зато о героической обороне Севастополя – 4 строчки, об освобождении Севастополя – одна строка. А ещё целые параграфы посвящены расстрелам, ГУЛАГам, но сквозь зубы о том, что уже в тридцатые годы ввели всеобщее семилетнее образование, сквозь зубы о том, что внуки вчерашних крепостных стали учителями, инженерами, офицерами, учёными, с оговорками о том, что уже в тридцатые мы были второй экономикой мира… Как можно с таким равнодушием писать учебники истории родной страны! В СССР учителя говорили: «Дальше школы не пошлют, меньше ставки не дадут». Сейчас могут и дальше школы послать, т. е. просто не продлить контракт, и меньше ставки дать или не заплатить те самые стимулирующие. Аттестации, мониторинги, ОГЭ и ЕГЭ, тотальная бюрократия – вот наследие либеральных реформ, которые нам навязали в девяностые. Вроде бы правильные, идеальные конструкции обернулись для школы бедой. Учитель, директор лишены самостоятельности, стремления к творчеству, независимости, потому что их впереди ждут аттестация, рейтинг, контракт, где им припомнят и самостоятельность, и независимость, да и творчество. Надо отменять эти глупости и возвращаться к старой проверенной системе – без рейтингов, контрактов, ОГЭ и ЕГЭ, с открытым и честным обсуждением путей развития школы, культуры, государства. Страна стоит на пороге радикальных изменений. Не сомневаюсь, что всё задуманное будет успешно завершено, что будут найдены правильные решения, что мы сумеем обеспечить себя всем необходимым… Но если мы не очеловечим систему образования, не защитим ученика, учителя, школу, у нас не будет будущего».
    17 комментариев
    239 классов
    СЕГОДНЯ В КРЫМУ 25 мая 1943 года. Статья в газете «Красная звезда» №121. До войны мы знали Крым как всесоюзную здравницу. Мы любили его, как место веселого летнего отдыха, мы вспоминали тамошнюю веселую и беззаботную жизнь, как нечто обычное, что органически свойственно Крыму. В те дни мы никогда, по правде сказать, не задумывались, над тем, что такое Крым в целом. Нужно было оторваться от солнечных гор Крыма, пройти с боями его степи, видеть пылающий Севастополь и разоренную Керчь, чтобы всем сердцем понять облик Крыма. Как в гигантском музее, здесь было всё. Для историков и археологов — сложная, богатая старина, остатки греческой и римской культуры, генуэзские руины, воспоминания о турках и запорожцах, поселения готов, итальянцев, греков, древние камни Херсонеса и могила Мамая. Для людей искусства — ослепительный крымский фольклор, в котором перемешались древние сказания по меньшей мере пяти или шести народов. Поэты всегда помнили, что существует «Ифигения в Тавриде» Гете и «Крымские сонеты» Мицкевича, и пушкинский «Бахчисарайский фонтан», и «Севастопольские рассказы» Л.Толстого. Престарелый Толстой встречался в Гаспри с молодыми Чеховым и Горьким. Начинается «крымский период» русской литературы, когда Крым становится местом жизни и творчества целой плеяды русских художников слова — Куприна, Вересаева, Тренева, Сергеева-Ценского. В крохотном Коктебеле, у поэта-символиста Максимилиана Волошина, творят Бальмонт и Белый и Брюсов. Феодосия, где некогда плавал корабельным юнгой молодой Гарибальди, рождает художника моря — Айвазовского. В Ялте композитор Спендиаров создает свои «Крымские этюды». Но Крым не только страна искусства. Героика первого Севастополя с Корниловым, Нахимовым и матросом Кошкой навсегда связывает наши воспоминания о Крыме со славой русского оружия. 1905-й год создает эпопею броненосца «Потемкин» и выдвигает лейтенанта Шмидта. Первые годы гражданской войны рождают славу Чонгара и Перекопа. Маленькая страна с богатейшими ландшафтами, с чрезвычайно пестрым по национальному составу населением и удивительным по своим возможностям хозяйством вырастает в очень своеобразный, живой музей советской жизни. Здесь всё под рукой: и чудесные виноградники, и табачные или розовые плантации, и горнорудные разработки, и археологические раскопки, и научная работа в старейшем у нас Никитском ботаническом саду, и отарное скотоводство в степных районах, и молодая индустрия Керчи. Ребята всего Советского Союза бредили «Артеком». В Бобровке вырос замечательный санаторий для туберкулезных детей. В Севастополе завоевал всесоюзную славу институт физических методов лечения имени Сеченова. На вершине Ай-Петри должна была начать работать грандиозная ветросиловая станция. Да, Крым был не только страною отдыха, но и напряженной работы, напряженного творчества. Десятки национальностей жили здесь в теснейшем содружестве. Всё это вспоминаешь, слушая рассказы людей, прибежавших из плененного немцами Крыма. Как ни стараются немцы превратить Крым в глухой застенок, из которого нет выхода, кроме как в смерть, всё же немало людей приносит вести о том, что там делается. Полтора года зверствуют немцы в Крыму. Полтора года обжирают они голодное население, расстреливают и высылают непокорных, натравливают одну национальность на другую, но движение народных мстителей, перенеся неслыханные лишения и переживая десятки карательных экспедиций, не замерло, а растет, не погибло, а возмужало, и теперь даже самим немцам ясно, что его нельзя уничтожить. Зимою 1941 года немцы начали с массовых расстрелов. В Керчи, Симферополе, Феодосии, Евпатории они расстреляли десятки тысяч. Затем началась полоса индивидуального террора и одиночных расстрелов. Каждый немец на свой лад об’едал, обирал, судил и карал крымских жителей. То, что чудом спасалось от немцев, попадало в руки румын. Деревня за деревней покидала свои дома и уходила в партизаны. На оставшихся жителей немцы надели номерки, как на собак. Запретили передвижение из деревни в деревню. Обязали не покидать домов, начиная с 5 часов дня. И вот стоят табачные участки, виноградники и огороды, и бурьян забивает аккуратные грядки, чертополох всходит между лоз. Вечерами ни один рыбацкий парус не гуляет в море, когда оно серебрится стадами султанки. Жизнь делится тут не на весну и лето, не на знойные и дождливые дни, а на день до пяти и день после пяти. Погибают от болезней и вредителей знаменитые крымские сады, хиреют виноградники, птицы разоряют огороды, поля не родят хлеба. Озимый сев 1941 года совершенно не принес урожая, а осенью 1942 года засеяно было до 10 процентов общей площади. Половину урожая немцы забрали якобы для организации ферм-гигантов и отправили в Германию, четверть взяли для своей армии, последнюю четверть отобрали местные немецкие гарнизоны. В городах положение не лучше. Если крестьянин имеет еще кое-какие надежды на огород возле своего дома, то горожанину вообще надеяться не на что — работы у него нет, переселиться в деревню он не имеет права. В Симферополе немцы угнали всех подростков. То же самое в Керчи. То же самое в Евпатории. Режим всей жизни направлен на то, чтобы люди быстрей умирали. Страна здоровья, где поправлялись неизлечимые туберкулезники, где инвалиды обретали чудесные силы, за полтора года превратилась в страну инвалидов. Все больницы, клиники, санатории обслуживают только немцев. Санатории и дома отдыха на южном берегу забиты ранеными и больными немцами. Крым стал как бы прифронтовым лечебно-восстановительным округом немецких армий. Сюда свозят раненых со всех участков советско-германского фронта и возвращают их в строй без отпуска в «фатерланд». — Эти госпитали для нас своего рода сводка, — говорит партизан, прибывший на Большую Землю. — Глядишь, везут. Двадцать, сорок, двести машин с побитыми немцами. Откуда прибыли раненые, узнать нетрудно. И нам уж понятно, где немцам туго. Так и узнаем, где наши их бьют. За последнее время у всех раненых одно слово — Кубань. Но есть и из других мест. Самое для нас ценное, когда узнаем о партизанах в других местах. Не так давно прибыл транспорт раненых человек в 300 из-под Киева, есть десятка четыре из Днепропетровска. Жаль только, что немцев, раненых в Крыму, никуда дальше не отправляют, а то бы киевские товарищи тоже знали, что мы живы и действуем. Крымскими санаториями пользуются иногда и румыны, и итальянцы, но эти лечатся, пока нет наплыва немцев. А придет транспорт с немцами, румын гонят из санаториев, как прокаженных. Они долечиваются уж по частным домам. — Вылечится, сукин сын, — продолжает товарищ, — и, уходя, заберет постель, на которой лежал, часы, посуду, вообще, что поценнее и на базар. На рынке немецкие солдаты предлагают любую вещь. Ценнейшие коллекции крымских дворцов либо вывезены в Германию, либо сбываются на рынках. Библиотека Воронцовского дворца в Алупке разграблена. Музеи опустели. Генерал Манштейн собственноручно отбирал для себя картины и скульптуры из Симферопольского музея, из Ливадийского дворца. ...Партизан рассказывает, а я вспоминаю дом в Гурзуфе, связанный с именем Пушкина. Вспоминаю, как ребята из Артека собирали тут древних стариков, в чьей памяти еще сохранились рассказы о неугомонном, глазастом человеке, некогда гостившем в этих местах. Вспоминаю, как разыскивали тогда ребята не только вещи пушкинской поры, но как бы ее дыхание, сохранившееся в легендах и анекдотах о великом поэте. Вспоминается мне и давнишний летний день на месте предполагаемой могилы Мамая, и экскурсия молодых моряков-черноморцев, и как они, покачивая головами, с трогательным удивлением слушали рассказы о приключениях этого последнего разорителя Руси. — Ишь, куда забежал от нас! — сказал белобрысый рязанец. — И умереть места-то не нашел. Тут бы надпись сделать — помер на бегу! Все тогда рассмеялись на эту реплику. Она вспомнилась мне сейчас, как сегодняшняя. Сколько разорителей наших вот так же, как и Мамай, померло на бегу, в бесславном изгнании, вдали от своих родных мест! Немцам предстоит та же судьба. «Ишь, куда забежал помирать», — может быть и сегодня говорит партизанский паренек, засыпая землей останки вора-убийцы в лохмотьях зеленой шинели. В течение лета 1942 года оккупанты предприняли несколько карательных экспедиций в горы, ставя задачей полное истребление партизанских отрядов. Шли многодневные сражения с участием авиации, танков и артиллерии. В конце июля прошлого года в одном из таких боев немцы потеряли только убитыми тысячу человек, а партизаны — убитыми, ранеными и пропавшими без вести всего 86 человек. Истребить крымских партизан оказалось невозможно. Их защищают не только крымские горные леса, их бережет, прячет и кормит население. Жестокая борьба вырастила мастеров партизанской войны, талантливейших руководителей и отважных бойцов-одиночек, умеющих сражаться против сильнейшего неприятеля и побивать его своим уменьем. Оккупанты прикрыли все шоссейные дороги блокгаузами, выставили на высотках вдоль дорог и вблизи населенных пунктов часовых. Путник берется под наблюдение сразу несколькими постами. Кажется, пробеги ребенок, и уже на пять километров вокруг забьют тревогу. И всё-таки даже в этих условиях партизаны осуществляют смелые диверсии. Обстановка диктует переход к действиям в одиночку или парами. Кандидат партии тов. В., действуя под Алуштой, однажды смело остановил автобус с немецкими солдатами. Водитель (тоже немец) резко притормозил. Тов. В., открыв дверцу, в упор перестрелял солдат и скрылся. Вскоре то же самое повторил тов. Ф. Одиночные нападения на автобусы и грузовики стали обычными. Население всячески стремится помочь партизанам. Однажды женщины из деревни Б. собирали в горах кизил и наткнулись на партизанскую засаду. Они покормили партизан кизилом, сообщили, что делается в селении, и предупредили о нескольких новых немецких постах. Кажется, на что уж невелик Крым и каждая тропинка известна каждому, но вот в течение полутора лет немцы не могут обнаружить, где печатаются партизанские газеты «Крестьянская правда», «Молодежная правда», «Партизан Крыма», и население всегда в курсе дел на фронтах, потому что, помимо газет, партизаны выпускают еще и листовки с важнейшими сообщениями Советского Информбюро. — Всеобщая ненависть к немцам, — говорит мне крымский партизан, прибывший на Большую Землю, — наше лучшее убежище. Она скрывает нас от негодяев, она укрепляет и поддерживает нас в тяжелые минуты, она помогает нам бороться в тяжелейших условиях. — В наших рядах, — продолжает он свой рассказ, — есть представители всех советских народов, есть также и словаки, и я уверен — число их будет расти. Не думайте, что мы одиноки. В одиночестве, в отрыве от народа нельзя было бы сделать и десятой части того, что мы делаем. Посудите сами. Сегодня, к примеру, мы пускаем под откос поезд в 22 вагона на перегоне Альма—Бахчисарай. Спустя пять дней устраиваем крушение поезда на перегоне Альма—Симферополь. Десятью днями позже сжигаем 7 грузовиков с противотанковыми снарядами. Допустим, что это случилось 8 числа этого месяца. А девятнадцатого на перегоне Альма—Симферополь — второе крушение. Двадцать третьего на том же перегоне взлетает в воздух служебная дрезина. Двадцать четвертого подрывается на мине поезд из 20 вагонов между Альмой и Бунчанском и так далее и так далее. Трижды перерезали мы шестижильный кабель, проложенный в море на глубине одного метра. Десятки раз топили баркасы их береговых патрулей. Сотни раз убивали немцев, купающихся в море. Немец в одиночку не смеет пройти из Ялты в Гаспри. Запрещено. Да они и сами не ходят — боятся. — Знаете, нет ненависти сильнее, чем наша, партизанская. В детстве мне бабка говорила, что если паука убить, так будто бы сорок грехов простятся, а теперь я думаю, если за паука сорок, так за убитого немца надо грехи всей жизни человеку простить. Крым борется с врагом. Он выживет и снова будет солнечным, веселым, вдвойне дороже нам после всех несчастий и испытаний. П.Павленко.
    16 комментариев
    50 классов
    КОМУ СЛУЖИЛА ДИВИЗИЯ СС «ГАЛИЧИНА» 28 апреля 1943 года в городе Лемберг (Львов) прошла торжественная церемония провозглашения акта о создании дивизии СС «Галичина». Церемония была проведена с большим размахом в здании администрации дистрикта Галиция. В церемонии приняли участие представители германской оккупационной власти, германской армии, НСДАП, духовенства, председатели Украинских окружных комитетов, ветераны Украинской Галицкой Армии, представители печати и т.д. Так же был проведён парад. Традиция торжествовать по данному поводу поддерживается в современной Украине. В 2018 году на открытии выставки во Львове, заместитель председателя Галицкого Братства воинов дивизии «Галичина» Игорь Иваньков заявил: «Меня поражает эта цифра: 83 000 добровольцев. Это люди, которые по зову сердца откликнулись в 1943 году на призыв Украинского центрального комитета. Эти ребята шли с верой в будущее украинское государство, они мечтали стать ядром будущей армии всей Украины. Ни один солдат дивизии «Галичина» не запятнал себя предательством или позорным поступком». А вот, что пишет сегодня о украинских эСэСовцах, кандидат исторических наук из Харькова Роман Понаморенко: «И для немцев, и для украинцев создание дивизии «Галичина» стало одним из этапов на пути борьбы за украинское государство… Ее существование в 1944-1945 годах фактически гарантировало создание будущего украинского государства в Новой Европе… По этому пути строилась будущая украинская элита, которая должна возглавить нацию». Стоп! Да, добровольцев действительно было много, что они из себя представляли, чем руководствовались, несколько иная тема. Но, откуда вдруг взялось некое украинское государство и украинская армия? Давайте вернёмся в реалии Второй мировой войны. Итак, 22 июня 1941 года германские вооружённые силы вторглись в СССР. Для СССР и для, находящейся в его составе Украинской ССР, началась Великая Отечественная война. В этом вторжении на стороне Германии участвовали и украинские националисты. Однако, уже скоро с их немецким руководством возникли трения. Возомнившие себя равными с нацистами, украинские националисты, решившие заявить о самостоятельности и заявившие о формировании своего правительства, незамедлительно получили от немцев оплеуху. 3 июля 1941 года унтер-статс-секретарь Кундт заявил членам Украинского национального комитета, что в общем-то, ни кто их не спрашивает, чего они там хотят, как скажет фюрер немецкого народа Адольф Гитлер так и будет: «Это право принадлежит немецкому вермахту и фюреру, который завоевал страну… никто не может действовать самовольно без ведома германского правительства… решает только Адольф Гитлер». А что думал фюрер тоже известно. 16 июня 1941 года состоялось совещание Адольфа Гитлера с руководителями III Рейха о целях войны против Советского Союза, на котором он в частности заявил следующие: «…австрийская Галиция должна стать областью Германской империи». Гитлер сказал – Гитлер сделал. 1 августа 1941 года был создан Дистрикт Галиция. Дистрикт с центром в Львове, как отдельная административная единица, был включён в состав Генерал-губернаторства, которое в свою очередь включало территории бывшей республики Польша. Дистрикт включал в себя территории современных Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей Украины. Управление в дистрикте Галиция велось немцами. Так Гитлер решил распорядиться данной оккупированной территорией. Таким образом, оккупированная Украинская ССР была разделена на части. Остальная часть её вошла в рейхскомиссариат Украина. Это был откровенный плевок в лицо украинским националистам, мечтавшим о самостоятельности и независимости. А далее, до самого конца войны, вопрос об изменении статуса оккупированных территорий УССР нацистами не рассматривался. Тут ещё нужно вспомнить о немецком Генеральном плане «ОСТ». Согласно заявлению юридического эксперта по расовым вопросам в Имперском руководстве НСДАП Эрхарда Ветцеля, судьба западных украинцев после полной победе Германии на Востоке должна быть таковой: «По плану главного управления имперской безопасности, на территорию Сибири должны быть переселены также западные украинцы. При этом предусматривается переселение 65 процентов населения...» Теперь вернёмся к дивизии. Дивизия «Галичина» входила в состав войск СС нацистской Германии. Все солдаты дивизии давали присягу Адольфу Гитлеру. Командование дивизией было полностью поручено немецким офицерам. И в этом вопросе никакой самостоятельности украинцам нацисты не предоставляли. В общем, заявления о неком будущем украинском государстве, которое с чего-то вдруг решат создать германские оккупанты, а украинские эСэСовцы станут в этом государстве элитой, не более чем миф и фантазии. Жители Западной Украины рассматривались нацистами исключительно, как «пушечное мясо». В 1943 году вопрос людских ресурсов в Германии встал особо остро. И для набора в ряды вермахта и СС делались значительные послабления, как в физических требованиях к рекрутам, так и относительно расовой идеологии нацистов. Ну и относительно заявления, о том что: «Ни один солдат дивизии «Галичина» не запятнал себя предательством или позорным поступком». Очередная откровенная ложь. Было и откровенное дезертирство, ещё до начала боевых действий, не редко, отпущенный в короткий отпуск домой украинский эсесовец обратно не возвращался. Была сдача в плен при разгроме дивизии частями РККА под Бродами. Было участие в карательных акциях и военные преступления. Это суровая проза жизни. Вся эта современная бравада, торжества, переписывание истории и игнорирование её фактов, нужна лишь для одной цели - украинцы снова нужны лишь, как «пушечное мясо».
    51 комментарий
    440 классов
👀 Каждая дата в истории нашего государства уникальна и значима.
11 февраля не является исключением.
В этот день произошло множество событий которые оставили свой след в нашей истории.
📹 В видео расскажем о некоторых из них!
01:55
«Крещение великого князя Владимира в Корсуни» – худ. А. И. Иванов.
Шестиклассник Юра Никонычев в читальном зале Ленинской государственной библиотеки, Москва, 1962 год
СЕГОДНЯ В КРЫМУ 25 мая 1943 года. Статья в газете «Красная звезда» №121. До войны мы знали Крым как всесоюзную здравницу. Мы любили его, как место веселого летнего отдыха, мы вспоминали тамошнюю веселую и беззаботную жизнь, как нечто обычное, что органически свойственно Крыму. В те дни мы никогда, по правде сказать, не задумывались, над тем, что такое Крым в целом. Нужно было оторваться от солнечных гор Крыма, пройти с боями его степи, видеть пылающий Севастополь и разоренную Керчь, чтобы всем сердцем понять облик Крыма. Как в гигантском музее, здесь было всё. Для историков и археологов — сложная, богатая старина, остатки греческой и римской культуры, генуэзские руины, воспоминани
🔔Достойное и счастливое будущее ждет сегодняшних выпускников!
Ведь 31 мая "Последний звонок" объединил всех выпускников Херсонской области.
❓Как прошел праздник для ребят?
🎦Расскажем в новом сюжете.
Перед штурмом города Великие Луки. Советские солдаты слушают игру на гармони-«трехрядке» своего товарища. Январь 1943 г.
Советский солдат с гармонью и ликующие жители Праги. Чехословакия. 9 мая 1945 г.
Русские солдаты преодолевают проволочные заграждения. Первая мировая война.
🎬 Актёры Максим Лагашкин и Екатерина Стулова встретились, поженились и уже 28 лет счастливы в браке. У пары два сына: старший Савва родился в 1999 году, младший Лука ‐ в 2013 году. Савва следует по стопам родителей, закончил актёрский факультет Лондонского университета и сейчас проходит кастинги на различные проекты. Младшему наследнику Лагашкин пока запрещает сниматься в кино.
МЕЖДУ БОЛЬШОЙ И «МАЛОЙ ЗЕМЛЁЙ» В феврале 1943 года десант советских солдат и моряков сумел захватить плацдарм на прибрежной территории Новороссийска площадью около 30 кв. км. Развить наступление с него не удалось, но его продолжали удерживать ценой героических усилий. Противостоящие советским бойцам немецко-румынские войска неоднократно пытались атаковать, но безуспешно, десант держался. Оборона этого клочка земли получила название «Малая земля». Положение советских войск на «Малой земле» во многом зависело от снабжения. Путь на плацдарм начинался в Геленджике. Отсюда до Мысхако, с учетом изгибов проложенного среди минных полей фарватера, менее 20 миль - около 37 километров. Но путь эт
Показать ещё