_________________________________________________
• по местам литературных героев
В вопросе об адресе дома Сони Мармеладовой среди исследователей нет единого мнения. Из текста романа известно только, что дом героини выходил окнами на "канаву" и располагался близ -ского моста. Большинство исследователей, начиная с Н.П. Анциферова, безоговорочно считая -ским мостом Вознесенский мост, помещают дом Сони на углу Малой Мещанской (с 1882 года Казначейской) ул. и Екатерининского канала (современный адрес - канал Грибоедова, № 73 / Казначейская ул., № 13).
Однако в этой исследовательской традиции не учитывается, что во время действия романа -ским мостом мог также быть и Банковский мост, как до 1912 г. назывался нынешний Демидов мост. При учете этой исторической реалии надо признать, что "дом Сони" равно мог располагаться на набережной канала и по правую руку от Столярного переулка. Это наблюдение заставляет признать правомочной точку зрения также и тех исследователей, которые помещают дом героини на противоположном конце Малой Мещанской ул., но по-прежнему на углу Екатерининского канала, который в этом месте делает глубокую излучину: дом № 63 или дом № 61.
Еще Н.П. Анциферов отметил, что дом № 73 по каналу Грибоедова далеко не во всех деталях соответствует описанному в романе: в частности, во времена Достоевского он был двухэтажным, хотя Сонечка, идя домой, "прошла в третий этаж, повернула галерею и позвонила в девятый нумер". С этой точки зрения более "Подходящим" оказывается дом № 61 по Екатерининскому каналу (угол М. Мещанской, № 1). По наблюдению исследователя, "Если обратиться к пожелтевшим от времени чертежам, по которым этот дом был построен, то в них легко обнаружить план комнаты, имеющий "вид весьма неправильного четырехугольника" с одним "слишком безобразно тупым углом". Но еще важнее, что это дом, в котором некоторое время (1861 - 1863 гг.) жил сам Достоевский: писатель снимал пятикомнатную квартиру во втором этаже, а в третьем этаже квартировала семья его брата - Михаила Михайловича.
Однако эти внешние приметы "дома Сони" нельзя абсолютизировать: далеко не всегда дом № 61 органично вписывается в те маршруты, которыми движутся герои романа. Представляется, что возможность поместить дом героини как направо, так и налево от Столярного переулка точно соответствует принципиальной двойственности петербургской топографии романа, а в более общем плане участвует в создании образа "миражного", "фантастического" Петербурга.
Печатается по материалам книги: Тихомиров Б.Н. "Лазарь! гряди вон. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. - 472 с.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев